Вязание - эффективный способ избежать стресса в школе

Стрессы сопровождают современного человека на протяжении всей его жизни. Детский и подростковый возраст, к сожалению, тоже не исключение. Всё больше родителей и педагогов жалуются на непоседливость (она же гиперактивность) детей школьного возраста, на трудности с концентрацией внимания. Не редкость, увы, и вспышки агрессивности, чередующиеся с подавленностью и апатией. Всё это следствие стрессов — вспышек повышенного напряжения организма, который таким образом реагирует на действие различных неблагоприятных факторов: страха, переутомления, психических травм и т. д.

Согласно опросу экспертов в области детской психологии, проведённого недавно РИА «Новости», в числе таких факторов могут быть чрезмерные учебные нагрузки, плохие взаимоотношения или отсутствие взаимопонимания с одноклассниками. В числе факторов, вызывающих стресс у младших школьников, были названы завышенные ожидания родителей и педагогов, а также различные неудачи и провалы, вызванные завышенной самооценкой. Типичные реакции на стресс могут проявляться по-разному, это могут быть и проблемы со вниманием, и нежелание общаться, раздражительность, утомляемость, головные боли, бессонница и множество других симптомов.

В качестве эффективного средства от стресса у школьников многие психологи рекомендуют различные творческие занятия, в том числе вязание. Существует даже специальный медицинский термин «арт-терапия», что означает лечение искусством, творчеством. Творческие занятия обычно нравится детям, отвлекают их внимание от неприятных эмоций, подключают различные эмоциональные резервы организма. Помимо лечебного эффекта, вязание способно развивать детскую фантазию, художественный вкус, а также мелкую моторику — способность детских кистей и пальцев точно выполнять различные мелкие движения. И ещё один несомненный эффект от вязания: ребёнок «привязывается» к рабочему месту, у него развивается усидчивость, координация внимания.

Почему именно вязание? Это прикладное искусство, прочно связанное с нашим бытом и повседневной жизнью. В отличие от разного рода «упражнений», конечный результат которых ребёнку трудно представить, процесс вязания всегда имеет чёткую, конкретную цель. Здесь уместно употребить слово «мастерить»: игрушку, различные кукольные аксессуары (одеяльца, коврики, шапочки).

Очень важно выбрать цель, которая заинтересует ребёнка. Если вы хотите избавить от стресса ребёнка самой «рискованной» возрастной группы, 10-12 лет, можно ставить более сложные цели, например, связать себе крючком джемпер или шапку. Модели поначалу должны быть простыми, и, конечно же, нельзя просто давать ребёнку крючок, пряжу и схему вязания. Ребёнок должен работать под вашим постоянным контролем. Не ставьте перед ним слишком сложные задачи, помогайте справляться с возникающими трудностями. Нельзя допустить, чтобы к уже пережитым стрессам добавились новые, ещё и от неудачно выполненных заданий по вязанию.

Излишняя требовательность, придирчивость по отношению к ребёнку может вызвать у него неуверенность в своих силах, чувство неудовлетворённости, и эффект от обучения вязанию будет обратным: он начнёт воспринимать его как ещё одну скучную и неприятную обязанность. Поэтому нужно постоянно стимулировать ребёнка, поддерживать его творческие порывы и фантазии, даже если они, с вашей точки зрения, излишни и бесперспективны. Ребёнок способен сам во всём разобраться методом «проб и ошибок». Изящная яркая салфетка получилась грубоватой и кривоватой? Не беда, пусть это будет коврик для кошки. Главное — труд не пропал даром, ребёнок самостоятельно создал нужную в доме вещь.

Предпочтительнее обучать вашего ребёнка вязанию крючком, а не спицами. Техника вязания крючком проще и доступнее, результат достигается быстрее. А к спицам можно перейти потом, когда ребёнок усвоит основные навыки вязания.

Не забывайте перед началом занятий по вязанию и во время пауз проводить короткую «пальчиковую гимнастику», а также гимнастику для глаз. Такие процедуры можно проводить под ритмичную весёлую музыку.

Поделиться: